Великое криптовалютное неравенство
Проблема неравномерного распределения цифровых активов издавна волнует исследователей, криптоэнтузиастов и даже олдскульных экономистов. Так, многие уверены, что жестко ограниченное предложение цифрового золота со временем все больше оседает у китов.
Чуть более года назад исследователи Chainalysis выяснили, что треть всего рыночного предложения BTC сконцентрирована у группы из всего 1600 адресов. На этих адресах хранится почти 5 млн монет (без учета неактивных кошельков, средства на которых считаются безвозвратно потерянными — от 2,3 млн BTC до 3,7 млн BTC). Эксперты пришли к выводу, что чрезмерное неравенство увеличивает риски волатильности, поскольку действия небольшой группы холдеров могут значительно повлиять на цену биткоина и рынок в целом.
Мы попытались выяснить текущую ситуацию с концентрацией биткоин-богатства и насколько неравномерным является распределение некоторых альткоинов.
Насколько неравномерно распределены биткоины?
Оценки различных исследователей незначительно отличаются в зависимости от методологии. Однако эксперты полностью сходятся в одном — неравенство в распределении большинства представленных на рынке активов действительно значительное.
По информации редактора Decrypt Тима Коупленда, 2.8% кошельков контролируют 95% общего предложения биткоина. Сопоставимые данные предоставила блокчейн-инженер Притхи Касиредди:
Таким образом, похоже, что степень неравенства в биткоин-сообществе выше, чем в США, где 10% населения обладает 75% богатства, или чем в ЮАР, где ситуация еще хуже.
Распределение биткоинов среди различных групп адресов можно посмотреть на сервисе BitInfoCharts:
Как видно, всего на четырех адресах хранятся биткоины почти на $5,5 млрд. При этом на множестве адресов с балансом до 0.1 BTC содержится лишь небольшая доля от общего предложения цифрового золота.
Значительные суммы сосредоточены на холодных кошельках популярных централизованных бирж Binance, Huobi, Bittrex и Bitstamp (более $1 млрд на каждом из адресов).
Примечателен и тот факт, что на многих адресах монеты уже долгое время лежат неподвижно. Так, по мнению исследователей BitMEX, один лишь создатель биткоина Сатоши Накамото с 2009 года мог намайнить 700 000 BTC (>$7 млрд по текущим ценам). При этом как минимум с середины 2010 года, когда Сатоши прекратил работать над своим детищем, эти монеты находятся вне обращения.
По оценкам Chainalysis, примерно 3.8 млн BTC, включая добытые Сатоши, могут быть безвозвратно утеряны (например, из-за потери приватных ключей). Это примерно 20% от текущего рыночного предложения первой криптовалюты, которое, очевидно, уже никогда не достигнет максимальной отметки в 21 млн BTC.
Таким образом, биткоин — крайне дефицитный актив, а выбывшие из обращения монеты лишь усугубляют степень неравенства. Так, уже 85% цифрового золота добыто майнерами, при этом киты не особо стремятся распродавать активы даже в периоды сильной волатильности.
Как уже говорилось, огромные объемы биткоинов хранятся на централизованных биржах, регулярно подвергающихся хакерским атакам. Согласно наблюдениям трейдера Саши Флейшмана, из 10 крупнейших адресов 7 принадлежат крупным торговым площадкам. На этих платформах хранится более 4% от общего предложения BTC (примерно 727 000 монет).
Таких централизованных бирж — сотни, и это говорит о дополнительных рисках чрезмерной концентрации криптобогатства у небольшого круга лиц.
Согласно исследованию блокчейн-компании Parsiq, степень неравенства распределения биткоинов действительно крайне высока. Так, половина всего предложения BTC контролируется лишь 0.023% адресов. Для сравнения, 50.1% мирового богатства сосредоточено у примерно 1% населения планеты.
Чтобы войти в «клуб 50%», достаточно обладать 347 BTC, что эквивалентно $3,4 млн. Типичными участниками этого «клуба» являются в основном ранние последователи первой криптовалюты и биржи. При этом за последние несколько лет ситуация кардинально не изменилась.
А как обстоят дела с альткоинами?
В Parsiq отмечают, что среди 5 наиболее капитализированных криптоактивов наибольшая степень концентрации характерна для Ripple. Так, примерно половина предложения токена XRP хранится всего на 14 адресах (0.001% от общего их числа). Также значительная степень неравенства среди держателей Ethereum — половина ETH хранится на 346 адресах.
На графике ниже наглядно видно, что среди топ-5 активов CoinMarketCap биткоин наиболее равномерно распределен среди криптоинвесторов:
Коэффициент Джини у биткоина составляет 0.515, что несколько ниже, чем, например у DASH (0,537) или Ethereum (0,621):
Коэффициент Джини — показатель, отражающий степень неравенства различных вариантов распределения активов/доходов. Чем выше неравенство, тем больше коэффициент приближается к единице. И чем выше равенство в распределении, тем меньше данный коэффициент. Ноль означает абсолютное равенство.
Известный критик биткоина Нуриэль Рубини считает, что коэффициент Джини у BTC даже выше, чем в Северной Корее. Однако, как выяснилось, у обеспеченных биткоин-инвесторов несколько меньше рыночной власти, чем, например, у крупных держателей Ethereum и DASH.
Куда хуже обстоят дела у токенов, которых на рынке огромное множество. По данным исследователей Parsiq, у подавляющего большинства таких монет коэффициенты Джини находятся в диапазоне 0.9-1, что говорит о «крайне неестественном распределении».
«На графике лишь несколько токенов, которые можно считать более-менее равномерно распределенными. Каждый такой случай должен быть тщательно изучен, поскольку, например, эирдроп-кампания может легко изменить распределение, искусственно занизив коэффициенты Джини», — поясняют аналитики.
Подводные камни при использовании метрик традиционной экономики
На Всемирном экономическом форуме регулярно публикуются результаты индекса инклюзивного развития (IDI). Этот показатель учитывает не только ВВП, но еще 11 параметров, которые характеризуют общий уровень жизни в стране и равенство среди всех слоев населения.
«В последние годы ситуация с неравенством несколько улучшилась. Неравенство в распределении благосостояния растет лишь в 49 странах», — говорится в комментариях к IDI за 2018 год.
Среди стран с развитой экономикой лидером рейтинга является Норвегия, на втором месте Исландия, на третьем — Люксембург. Четыре европейские страны замыкают рейтинг развитых экономик: Испания (26-е место), Италия (27-е), Португалия (28-е) и Греция (29-е). США заняли 23-е место. Первое место в рейтинге среди развивающихся стран заняла Литва, второе — Венгрия, третье — Азербайджан.
Индексы Джини для различных стран публикует и Всемирный банк. Так, например, у Украины показатель неравенства относительно невысок — 0.25, у России он гораздо выше — 0.37, у США — 0.41. Самый высокий индекс Джини — в ЮАР (0.63).
Исследователи Parsiq сравнили индексы Джини для некоторых криптовалют и стран, получилось следующее:
Однако по мнению исследователей CoinMetrics, подобное сравнение не совсем корректно. Так, в индексе от Всемирного экономического форума под термином «богатство» подразумевается стоимость всех финансовых и реальных активов (главным образом, недвижимости) за вычетом обязательств. Таким образом, индекс Джини в данном контексте измеряет распределение множества активов на уровне домохозяйств, а не отдельных лиц.
«Поскольку криптоактивы не являются экономиками стран и мы не можем получить точные цифры по отдельным лицами или домохозяйствам, участвующих в сетях криптовалют, нельзя корректно измерить распределение дохода. Можно оценить распределение богатства среди отдельных лиц, используя лишь такие индикаторы, как адреса», — поясняют в CoinMetrics.
По словам исследователей, такой способ оценки распределения криптобогатства порождает две проблемы:
- адреса могут принадлежать как частным лицам, так и компаниям (либо же группам частных лиц);
- у любого из экономических агентов может быть множество адресов.
«С одной стороны, один принадлежащий бирже адрес может представлять миллионы отдельных держателей криптовалюты. С другой стороны, отдельное лицо может обладать миллионами адресов»
Эксперты CoinMetrics пришли к выводу, что для оценки распределения криптобогатства необходимо разработать уникальные метрики. Те, что используются в традиционных финансах, не совсем подходят.
«По сути, это значит, что оценка распределения криптобогатства с использованием адресов является уникальной задачей»
Выводы
В криптоиндустрии, похоже, продолжается нечто вроде первоначального накопления капитала. Как и прежде, огромные средства накапливаются на адресах ранних последователей и на холодных кошельках крупнейших бирж.
Огромное количество безвозвратно утерянных биткоинов (по разным оценкам — от 20% до 30%) делает первую криптовалюту еще более дефицитным активом. Кроме того, фактическое уменьшение рыночного предложения еще больше усугубляет проблему неравномерного распределения цифрового золота.
Несмотря на изобилие различных и по-своему интересных монет, большинство инвесторов предпочитает старый добрый биткоин. Это, в частности, видно по неуклонно растущему индексу доминирования BTC, достигшему значений начала 2017 года.
Биткоин-киты не спешат фиксировать прибыль, продавая и таким образом перераспределяя свои сбережения среди множества новых и/или менее обеспеченных участников рынка. Не наблюдалось существенных изменений крупных BTC-адресов даже во время криптозимы 2018 года.
Распространено мнение, что криптовалюты создавались с целью формирования более эгалитарного общества, избавленного от государственного вмешательства и централизованного контроля. Однако результаты исследований свидетельствуют о том, что в мире криптовалют формируется собственная элита, владеющая огромными активами и рыночной властью. Тенденция к чрезмерной концентрации капитала в руках крупных «ходлеров» продолжается, несмотря на растущую популярность криптовалют, подогреваемую активностью СМИ.
Оценка степени неравенства в криптоиндустрии требует новых подходов, отличных от тех, что используются в традиционных финансах. Нельзя, например, сопоставлять индексы Джини для различных стран и цифровых активов. Так, объектом анализа у криптовалют являются адреса, которые часто не эквивалентны отдельным лицам или домохозяйствам. Остатки на адресах необязательно отражают такие используемые в традиционной экономике категории, как «доход» или «богатство». Наконец, некоторые адреса принадлежат компаниями (например, биржам или криптокредитным организациям).
С другой стороны, различные криптоактивы вполне можно сравнивать между собой. Так, на фоне альткоинов распределение биткоин-богатства выглядит более менее справедливым.
Многие эксперты уверены, что продолжение концентрации богатства среди наиболее состоятельных участников сообщества и централизованных площадок создает различные риски и препятствия массовому принятию новых активов.
Источник: cryptocurrency.tech