Ник Сабо: Естественные деньги и Биткойн

По прошествии пяти лет с момента изобретения Биткойна валюта, как первое практическое применение на базе его технологии, достигла значительных успехов в мировой финансовой системе. Её прорывной потенциал основательно встряхнул само понятие денег и воспламенил в умах людей многочисленные догадки на тему, чем вообще деньги могут являться. Некоторые критики нарекли его деньгами с Либертарианским уклоном, предназначенными для построения нового капитализма, в то время как многие экономисты поспешили окрестить дефляционную натуру Биткойна его недостатком. Тем не менее, Биткойн не вписывается ни в одну существующую парадигму. Лучше всего можно понять сущность Биткойна, рассматривая его через призму технологии и предпосылок его возникновения.

Идея Биткойна впервые была представлена в 2008 году, когда некто под псевдонимом Сатоши Накамото опубликовал фундаментальную работу под названием «Биткойн: цифровая пиринговая наличность». В ней был предложен способ решения проблемы распределенного доверия, эффективно устранивший необходимость контроля за двойной тратой. Блокчейн, лежащий в основе технологии Биткойна, по сути своей является публичной учетной книгой, в которую можно вносить любые записи о перемещении любых ценностей, а также отслеживать их прошлое и настоящее местонахождение. Эта распределенная база данных работает в тандеме с самой сетью Биткойн как платежная система, а валюта биткойн является одновременно и средством хранения ценности и единицей взаиморасчетов.

Биткойн не возник из вакуума. Его возникновение явилось результатом объединения различных творческих экспериментов и идей, на базе которых годами разрабатывалась и развивалась будущая архитектура этой криптовалюты. 20 июля 2010 года мифический Накамото указал на истоки Биткойн-протокола, сказав, что «Биткойн является реализацией идеи электронных денег Вэя Дая, предложенной шифропанками в 1998 году, и валюты Bitgold Ника Сабо».

История Биткойна начинается издалека

Ник Сабо является ученым-правоведом и криптографом, известным своими исследования в области цифровых контрактов. До появления его концепции Bitgold он погрузился в изучение природы денег глубже, нежели кто-либо из денежных теоретиков до него. Сабо взглянул на то, что представляли из себя деньги в прошлом, еще до начала их использования для заключения рыночных сделок (на самом деле, еще до того как сами рынки появились). Сабо рассматривает генезис денег в более широком контексте социальных отношений внутри общества.

Он исследовал теорию Карла Менгера о происхождении денег, которая рассматривается в экономике в качестве классической. Согласно ей, понятие денег возникло уже после появления монет, которые в свою очередь возникли эволюционным путем на рынках, где когда-то процветал бартер. Сабо дополнил эту точку зрения утверждением, что появлению денег предшествовали товарные рынки, где средством взаиморасчетов были предметы коллекционирования, такие как, например, ракушки. Он отметил, что проблема отсутствия универсального средства взаиморасчетов была актуальна не только при бартерном обмене. В других видах обмена она стояла даже более остро, например, при выплате дани, юридических штрафов, выкупа за невесту, наследования и т.п.

Сабо подробно разобрал все это в своем эссе под названием «Связки ракушек: происхождение денег», где он исследовал деньги в качестве эволюционного артефакта, с позиций антропологии. Он проследил предшественников современных денег до конкретных объектов, коими были ожерелья из раковин, использовавшиеся нашими древними предками. Присвоив им термин «предметы коллекционирования» в своем эссе, он отметил, что их основными функциями были «хранение и передача ценности». Сабо проанализировал как отдельный товар выбирался на роль «предмета коллекционирования», оказываясь более ценным, нежели другие товары. Он также отметил, что в этом выборе имели важность такие свойства как долговечность, сравнительная защищенность от случайной утери и воровства, а также легкость взаимной оценки стоимости.

Одним из главных моментов его работы является разрешение парадокса, который мучает «официальных экономистов». Не понимая истинной природы денег, они постоянно выражают недоумение тем, что человечество тысячелетиями тратило существенные ресурсы на изготовление «безделушек», единственный смысл которых — быть символическим представлением стоимости. Вот что говорит об этом Сабо:

«Устойчивость к подделке — крайне ценное качество. Усилия, которые затрачиваются на создание гарантированно ценного токена стоимости, с лихвой окупаются в дальнейшем. Изначальная стоимость амортизируется в процессе долгой цепочки взаимовыгодных актов передачи стоимости, который этот токен обеспечивает».  

Тот же принцип применим и к драгоценным металлам. Драгметаллы имеют свойство «неподделываемого дефицита из-за дороговизны их производства», и это свойство в значительной степени обеспечивает независимость ценности этих металлов от воли какой-либо третьей стороны. Именно это сделало драгметаллы основой всех денежных систем, прекрасно работавших до начала масштабных фиатных экспериментов 20-го века.

Долой «варварский» золотой стандарт?

В то же время, наряду с невозможностью использования драгметаллов в современную эпоху для онлайн-платежей, Сабо признает также и проблему дороговизны их использования в качестве монет для ежедневных взаиморасчетов, так как в этом случае они требуют наличия третьей стороны, отвечающей за чеканку, транспортировку и т.п.

Возможно, фиатные валюты являются в таком случае «неизбежным прогрессом», улучшением «варварского золотого стандарта» дофиатной эпохи? Дело, однако, в том, что, решая некоторые проблемы, фиатные деньги в то же время создают многочисленные системные и неустранимые риски.

В своем эссе, продвигающем Bitgold, Сабо обозначает многие проблемы современных денежных систем. Например, необходимость доверия третьей стороне как условие для создания ценности современных бумажных денег, подверженных инфляционным и гиперинфляционным тенденциям, как раз из-за централизованного механизма контроля над ними. Или пагубность таких устоявшихся практик как частичное резервное кредитование, которые не только по сути представляют из себя узаконенное мошенничество, но и являются основным источником раскачки экономических циклов бумов и крахов.

Таким образом, Сабо предвосхитил создание протокола, в котором «неподделываемые, имеющие ценность и минимально зависимые от воли третьей стороны цифровые монеты могут быть созданы в Интернете. Они могут быть надежно хранимы и передаваемы, что также не требует высокого уровня доверия третьей стороне». Прорывной распределенный консенсус Накамото воплотил эту идею производства и безопасного обращения имеющих ценность цифровых монет в виде Биткойн-протокола с открытым исходным кодом.

Деньги как жетоны для взаимного альтруизма

Биткойн повторяет в цифровой форме процесс добычи золота. Теоретик в области криптовалют Ноэль Джонс объясняет, как ценность Биткойна вытекает из «внутренней стоимости объекта», в частности, «энергия, необходимая на выполнение вычислений, ничем не отличается от энергии, используемой для выкапывания золота из земли». Это отличает Биткойн от фиатных валют, ведь его ценность происходит из внутренних свойств, и она не базируется на государственных указах. Именно поэтому часто встречающиеся попытки малообразованных в плане криптовалют людей обозвать Биткойн «просто еще одной фиатной валютой» бессмысленны как по форме, так и по содержанию.

Итак, в чем же заключается ценность Биткойна, определяемая свободой сети от традиционных механизмов контроля? Этот вопрос возвращает нас к исследованиям Сабо в области происхождения денег из социальных взаимоотношений, берущих начало из человеческой природы. В своем исследовании происхождения денег Сабо пришел к пониманию того, что деньги связаны с человеческими инстинктами, а именно с «желаниями исследовать, коллекционировать, создавать, показывать, оценивать, бережно хранить и торговать предметами коллекционирования«. Он также отметил существование у людей такого вида социальных взаимоотношений как взаимный альтруизм и то, каким образом связаны деньги с этим врожденным инстинктом.

Применив идеи эволюционного биолога Ричарда Докинза к деньгам, Сабо сформировал свою собственную концепцию денег в качестве «формальных жетонов для отложенного взаимного альтруизма» и выяснил, как эти предшественники денег обеспечивали «коренное улучшение в функционировании взаимного альтруизма, позволяя людям кооперироваться способами, недоступными для других биологических видов». Например, он заметил как появление предметов коллекционирования позволило улучшить торговлю, снижая необходимость во взаимном доверии и доверительных межличностных отношениях между сторонами сделки. А также как это использовалось в качестве страховки от голода в периоды, когда еда была дефицитной.

Наличие предметов коллекционирования позволяло как лучше использовать имеющийся избыток (вместо того, чтобы, наевшись до отвала, выбросить вторую часть скоропортящейся туши лося, почему бы не выменять на нее ожерелье у соседнего племени?) так и создавать накопления на будущее (может быть, это ожерелье спасет вас от голодной смерти в момент, когда у соседнего племени есть избыток еды?) Это также позволяло людям передавать накопленные богатства своим потомкам, следующим поколениям, улучшая их шанс на выживание.

Сабо описал, как племена использовали предметы коллекционирования в торговле между собой, что позволяло им вести взаиморасчеты и преодолеть ограниченность человеческой памяти, ведя учет транзакций. Этот прототип денег функционировал как своего рода бухгалтерская книга со множеством записей, отменяя необходимость помнить результаты экономических взаимодействий, а также выполнял функцию регулирования споров, избавляя вышеупомянутые племена от разрушительных войн, вызванных спорами. Во многом, в древности эти «жетоны взаимного альтруизма» выполняли те функции, которые в современном мире пытаются сделать своей монополией всевозможные регулирующие органы.

В этом смысле предметы коллекционирования были жизненно необходимым изобретением, которое способствовало развитию торговли, улучшало качество общественных отношений. Что, в свою очередь, способствовало расширению и усилению связей за пределом близкого круга друзей и родственников, а также взаимной интеграции целых народностей. Как выразился Сабо:

«Снижение транзакционных издержек для всех этих видов сделок означает возрастание уровня семейной, политической, правовой и экономической кооперации, то есть рост взаимного альтруизма и снижение уровня агрессии».

В отличие от современных денег, которые предстают перед нами в форме «официальных жетонов государства», часто ассоциируются с войнами, агрессией, насилием и рассматриваются как причина человеческих страданий, деньги в их естественной, исторической форме не являлись корнем зла, коими они видятся сегодня. Как раз наоборот: первоначально естественно возникшие деньги, являвшиеся средством взаиморасчетов, были просто жетонами для взаимного альтруизма, снижавшими стимулы к насилию. Их ценность проистекала из врожденного стремления людей к взаимному сотрудничеству.

Как же случилось так, что современные деньги уже не являются жизненно важным эволюционным инструментом и абстрагировались от своей внутренней ценности, создававшейся на базе взаимоотношений между людьми, когда двое и больше членов общества объединялись в духе взаимопомощи и братства?

От естественных денег к государственному контролю

Золото и другие товары проложили человечеству путь выхода за рамки племен к развитию чувства принадлежности к более широким типам общества через комплексные социальные взаимоотношения. Богатство Земли стало делиться на основе принадлежности территории к тому или иному географическому местоположению путем его искусственного удержания в неких границах, которые со временем стали управляться централизованным способом посредством тех или иных форм государственного контроля.

Рик Фалквине (Falkvinge) описал происхождение современных национальных государств, опирающихся на силу и обязательства выполнять гражданский арбитраж, первыми функциями которого были урегулирование споров и назначение судей. Он отметил, как «государство взяло на себя функции учета, владения и распределения активов», контролируя права владения и даже изменяя их. Он также отметил, как этот список полномочий государства в дальнейшем самовольно расширился еще и функцией сбора податей и налогов. Структуры управления были централизованы вокруг государственной власти посредством публичного свода законов, выпуска национального удостоверения личности, государственной регистрации, земельной регистрации и свидетельств о браке.

Такая форма государственного контроля была в значительной степени продиктована логикой завоевания и господства выживших и наиболее приспособленных. На протяжении всей истории многие войны и конфликты вращались вокруг прав добычи и владения золотом или доступа к ценным ресурсам. Век великих географических открытий был просто еще одним названием для эпохи современной государственной колонизации. Европейцы во времена своей экспансии в Северную и Южную Америку, а также побережья Африки обнаружили целые новые миры, которые предстояло освоить и эксплуатировать. Начав с геноцида и грабежа коренных народов, европейцы заявили о своих правах собственности на эти земли. Затем все мировые цивилизации пошли по европейскому пути развития, с его миропониманием, социальными устоями и идеями о том, что следует считать прогрессом.

Как отразилось наступление современной эпохи повсеместного госконтроля на социальных и экономических отношениях в денежной сфере?

(Продолжение)

Источник: falkvinge

Источник: bitnovosti.com

No votes yet.
Please wait…

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.