Proof-of-Stake монеты: Почему они так популярны?
Большинство криптовалют неравномерно распределены среди держателей. В биткоине 2000 богатейших адресов владеют более 40% выпущенных монет. Это лишь 0,01% от всех адресов — невиданная концентрация капиталов в сравнении с фиатом. В эфире почти половина денежной массы принадлежит 200 кошелькам, в лайткоине — 130. Но даже эти цифры PoW-блокчейнов меркнут перед неравенством в некоторых PoS-блокчейнах. Например, в EOS добрая половина монет содержится лишь в 10 кошельках. Почему так произошло и чего ожидать дальше? Как скажется на этом неравенстве популяризация биржевого PoS-стекинга?
Власть и богатство в PoW- и PoS-криптовалютах
С давних времен концентрация власти и богатства связаны друг с другом. Богатство позволяет состоятельным людям нанимать работников (даже силовых профессий) ради своих нужд. С другой стороны, политическая власть дает чиновникам доступ к налоговым поступлениям, а порой и эмиссии денег.
Среди криптовалют есть два основных подхода к распределению власти и богатства над проектами — PoW (Proof-of-Work) и PoS (Proof-of-Stake).
В PoW властью наделяются майнеры, предоставляющие сети вычислительные мощности. Чем их больше, тем больше у майнера голосов при принятии решений о развитии сети и тем выше награда. Если же кто-то скопил много монет, но в майнинге не участвует, то он не имеет голосов для управления сетью.
Иначе обстоит ситуация в PoS. Этот принцип призван исправить главный недостаток PoW — огромный расход электричества. Но вопрос власти в нем решается очень сомнительным образом: число голосов напрямую определяется количеством монет, которые пользователь временно «замораживает» для бэйкинга/стекинга — аналога банковского вклада, на котором со временем накапливаются проценты (обычно выше, чем в банках).
Итак, в PoS богатство одновременно дает как власть, так и доход. Это очевидно способствует централизации системы. Единственный вопрос децентрализации, где PoS предохраняет систему лучше, чем PoW — это атака 51%.
Если в PoW-валюте кто-то завладеет более 50% майнинга, то получит сеть в единоличное пользование и может лишить остальных майнеров заработка, осуществить двойное расходование или вовсе заморозить работу сети. Получив результат (быстрый заработок или дискредитация сети), он может как ни в чем ни бывало переключить оборудование на майнинг других монет. Такое возможно и в PoS, но тогда, вероятно, пострадает и сам атакующий: из-за дискредитации сети обрушатся курсы его собственных монет, которые он использовал для атаки.
PoS-монеты как тренд 2020 года
Долгое время PoS-монеты были в тени PoW. Даже сейчас самая популярная PoS-монета EOS занимает в рейтинге капитализаций лишь 8-е место. Еще две монеты — Tezos и Cardano — занимают 10-е и 11-е места, соответственно.
О самом принципе PoS широкие массы узнали лишь в 2017 году, когда активизировались разговоры о будущем переходе криптовалюты ETH с PoW на PoS. Впрочем, по сей день этот переход откладывается.
Резкая популяризация PoS началась в конце 2019-го благодаря появлению услуг стекинга на крупных биржах. Сегодня все больше людей предпочитают держать монеты не в домашних кошельках (зачастую громоздких и сложных в освоении), а на биржах. И если раньше PoS-монеты на биржах можно было лишь хранить, теперь прямо там с них можно получать доход в виде процентов от стекинга.
Особенно прославилась биржевым стекингом валюта Tezos, которая объединяет в себе смарты-контракты типа ETH и доходные возможности PoS. Если до октября 2019-го ее курс следовал в общем фарватере BTC и остальных валют, то с ноября он резко пошел вверх. В 20-х числах октября монета стоила порядка $0,8, в начале декабря — $1,5, а сейчас — около $4. За четыре месяца монета подорожала в пять раз и фактически проигнорировала вторую криптозиму декабря 2019-го. Курс XTZ растет так стремительно, что с высокой вероятностью скоро обгонит EOS, а может, и некоторые ведущие PoW-монеты.
Для других PoS-монет опережение PoW-конкурентов не столь явно, но тоже заметно. Если общая капитализация крипторынка после недавнего провала пока что вернулась к августовским уровням, а курс BTC — лишь к сентябрьским, то ADA, NEO, Cosmos, VetChain и ряд других PoS-монет уже восстановили июльские позиции. EOS и Dash в середине февраля также были на июльских уровнях, хотя сейчас скорректировались до сентябрьских.
Неравенство среди держателей PoS-монет
Как правило, при сравнении неравенства держателей монет аналитики обращают внимание на количество кошельков, содержащих половину существующей денежной массы, а также на количество богатейших кошельков, содержащих 1000, 10 000, 1 000 000 монет и т. д.
Наиболее известны данные для BTC: примерно 2000 кошельков содержат по 1000 монет и более (по текущему курсу — более 10 долларов). В сумме именно они контролируют около половины всей денежной массы. С 2012 года процент таких кошельков от общего числа аккаунтов почти не меняется и составляет порядка 0,01%. Концентрация капиталов в ведущих альткоинах еще выше: примерно половина всех монет ETH находится в 200 кошельках, а лайткоина — в 130.
Но что мы обнаружим, если посмотрим данные PoS-монет? Первая же монета, EOS, поражает степенью централизации. С середины 2018 года примерно половину их контролирует порядка 10 (!) пользователей, а алгоритм PoS модифицирован так, чтобы власть над сетью практически безраздельно принадлежала 21 игроку. Третья монета, ADA, чуть лучше: там 40% средств сконцентрированы в 39 кошельках. В таких блокчейнах легко ожидать сговора крупнейших держателей, и ни о какой децентрализации говорить нельзя.
Можно сказать, что в этих валютах атак 51% нет не потому, что киты не могут ее совершить, а лишь потому, что не хотят.
Экономическая невыгодность атаки 51% для PoS-валют — их преимущество и одновременно ахиллесова пята: коммьюнити ее меньше боится и потому смотрит сквозь пальцы на неравенство. Но полной гарантии против такой атаки нет: если сильный конкурент захочет дискредитировать мелкую перспективную монету ради успеха собственного бизнеса — он не пожалеет денег на скупку ее «контрольного пакета», что технически гораздо проще при малом числе китов.
XTZ отличается от EOS и ADA в сторону децентрализации: здесь 50% монет еще с 2018 года распределены между не менее, чем сотней владельцев. Это одна из причин, по которым именно XTZ биржи особенно охотно принимают для стекинга. Впрочем, в том же 2018 году Дэвид Флойд, что 50% всех доходов от процентов все равно достаются примерно 10 держателям, 8 из которых имеют прямое отношение к проекту. Но это могло быть связано с тем, что не все держатели разобрались с механизмом самостоятельного предоставления «стейка» для процентов, а биржевой стекинг еще не получил популярность.
Спасут ли биржи PoS-блокчейны от централизации или усилят ее?
Услуги биржевого стекинга во многом способствуют децентрализации PoS-монет. Во-первых, потому что вовлекают в стекинг больший процент участников сети, лишая этой привилегии самых продвинутых (в первую очередь, самих членов команды). Во-вторых, при прочих равных предпочитая монеты, которые принесут меньше проблем с регуляторами, так как менее подвержены манипуляциям.
Но биржевой стекинг пока лишь начинает внедряться. Он начинается с «респектабельных» децентрализованных монет, но не исключено что и для других популярных PoS-монет это лишь вопрос времени. В крайнем случае, практически ничто не помешает богатейшим держателям EOS или ADA разделить свои средства между множеством кошельков, имитировав уменьшение централизации.
При этом сами биржи со временем будут концентрировать у себя все больший процент монет PoS-блокчейнов. И хотя эти монеты формально принадлежат множеству владельцев, технически биржа может «одолжить» их на время для той же манипуляции курсами.
Итак, поначалу снизившись, централизация PoS-блокчейнов из-за действий бирж может начать усиливаться вновь. Но в любом случае против этого остается такой сдерживающий фактор, как общественное и государственное неприятие слишком явных манипуляций. Чем «неприличнее» они будут, тем активнее пользователи начнут переходить на более предсказуемые блокчейны.
Источник: cryptocurrency.tech