История криптовалют до биткоина Статьи

Криптовалюты существовали до биткоина? Да, это так. Биткоин стал первой валютой на блокчейне, но далеко не первой формой денег, существовавших исключительно в цифровой форме. Историю связанных с ними мечтаний, преследования и провалов описал разработчик и блогер Марцелл Нимфюэр.

DigiCash: Цифровые деньги никому не нужны

Аспиранту компьютерных наук Калифорнийского университета в Беркли Дэвиду Чауму было 28 лет, когда он опубликовал научную работу в 1983 году. Он первым описал цифровые деньги. Прекрасный математик Чаум родился в состоятельной американской семье и руководил департаментом криптографии Математического института в Амстердаме.

В своей работе он описывает ключевое отличие цифровых денег от кредитных карт – анонимность платежей. Пользователи получают цифровую валюту в банках, но затем она становится анонимной. Это позволяет банкам видеть, кто и сколько денег обменял, но не позволяет узнавать, для чего они использовались.

Чаум использовал криптографию для создания слепых цифровых подписей, обеспечивавших анонимность его валюты. Пользователь имел возможность приобрести цифровую валюту в банке, что подтверждалось самим банком, однако в дальнейшем она использовалась для осуществления анонимных переводов. Подпись позволяла банку установить, что перед ним реальная единица цифровой валюты, но он не мог определить, кто использовал её.

Дэвид Чаум основал собственную компанию в 1989 году и представил миру виртуальную валюту под названием DigiCash. Она позволяла безопасно и легко оплачивать товары и услуги в интернете. Эта особенность отличала её от кредитных карт, которые даже сегодня относительно небезопасны.

Изобретение Чаума опередило своё время, потому что потребовалось почти 10 лет, чтобы DigiCash начал приниматься банками и клиентами. Чтобы цифровые деньги работали, они должны использоваться в электронной коммерции, например для торговли, а она началась только во второй половине 90-х годов.

Но даже тогда трудности DigiCash не закончились. «Великолепная идея для нового великолепного мира с одной проблемой: она никому не нужна. Ни банкам, ни дилерам, ни, в первую очередь, потребителям. Электронная коммерция процветает, но, как выяснилось, предпочитаемыми методами расчётов среди клиентов остаются Mastercard и Visa», — писал Forbes в 1999 году.

У цифровых валют, таких как DigiCash, есть одна общая проблема с почти всеми технологическими разработками, находящимися на ранней стадии развития: они предлагают решение для проблемы, которой нет у пользователей. Преимущество DigiCash лежит в его анонимности, но клиенты просто хотят удобно совершать покупки в интернете. Конечно, они предпочитают кредитные карты, потому что знают их уже много лет.

Чауму не посчастливилось быть первооткрывателем, но ситуацию усугубила и его деловая непригодность. В 1999 году журнал Next! так отозвался о Чауме: Все криптографы – параноики, а Дэвид Чаум – замечательный криптограф. Его компания больше похожа на психиатрическое учреждение, нежели на технологический бизнес. Он несколько месяцев вёл переговоры с нидерландским ING Bank только для того, чтобы отказаться поставить свою подпись в день заключения соглашения.

«Он был параноиком и постоянно думал, что что-то не так, – сказал Рэймонд Стофберг, занимавший пост финансового директора DigiCash до 1996 года. – Там присутствовало восемь человек от ING Bank, включая его CEO, а Дэвид просто отказался ставить подпись».

Билл Гейтс хотел интегрировать DigiCash в каждую копию Windows 95, но предложенной Microsoft суммы в $100 млн оказалось недостаточно. Тогда Гейтс отказался от сотрудничества, как и операторы самого популярного браузера в то время – Netscape.

Управляющие DigiCash организовали мятеж и потребовали отставки Чаума. Он сложил полномочия и назначил двух заговорщиков на должности управляющих директоров. Вскоре между ними произошёл разлад, после чего они ушли из компании.

Но несмотря на параноидальную обстановку инвесторы продолжали верить в продукт, а конец DigiCash был обозначен её клиентами. Индустрия электронной коммерции продолжала расти, но клиенты не спешили использовать DigiCash. Некоторые не видели в кредитных картах рисков безопасности, другие не воспринимали новые цифровые деньги как нечто более безопасное. В 1999 году компания обанкротилась.

Провал DigiCash помог выявить слабости, которые были учтены в будущих проектах: Чаум оказался большим поклонником патентов и авторских прав. Если на его благосостоянии это отразилось положительно, то на распространении технологии среди потребителей – нет. 8 лет спустя был запущен биткоин как проект с открытым кодом. Изобретатель предоставил свою технологию всему миру. С одной стороны, из-за этого возникает конкуренция в форме множества подражателей, с другой – повышается интерес и осведомлённость о технологии.

DigiCash был творением Дэвида Чаума и вобрал в себя все его ошибки, которые заставили его уйти в прошлое и дать возможность тем, кто хотел осуществить новую попытку.

e-gold: Проблемы первопроходцев – их собственные проблемы

В 1996 году ещё не было ни PayPal, ни биткоина, ни сопоставимых возможностей для покупок в интернете. Но времена меняются. После ухода DigiCash кто-то должен был попытаться покорить растущий рынок электронной коммерции. За эту задачу взялись врач-онколог Дуглас Джексон и юрист Барри Дауни. Их идея состояла в том, чтобы поместить золотые монеты в сейф во флоридском Мельбурне, а затем создать сайт, где они будут их продавать под брендом e-gold.

На протяжении следующих четырёх лет проект делал уверенные шаги: первой цифровой платёжной системой, не основывающейся на кредитных картах и пригодной для интеграции в онлайн-магазины, пользовался по крайней мере миллион человек.

Сначала она заинтересовала торговцев драгоценными металлами, затем онлайн-трейдеров, аукционные дома, онлайн-казино, политические и некоммерческие организации. Поскольку e-gold делился на тысячные доли грамма золота, Джексон и Дауни создали первую функционирующую систему микроплатежей. Её можно было использовать, чтобы отправить любимому блогеру 10 центов за отличную статью. Это было невозможно сделать при помощи кредитных карт или PayPal из-за высоких комиссионных издержек.

Другие компании присоединялись к общему движению и начинали предлагать, например, обмен иностранных валют на e-gold. На пике капитализация e-gold составляла $2 млрд. Но его популярность росла и среди хакеров. Центральные системы e-gold оказались недостаточно защищёнными и были взломаны. Страдали и пользователи из-за уязвимостей в Windows и Internet Explorer. Многие потеряли свои депозиты.

Операторы решили эти проблемы, но не могли противостоять властям США, даже когда следовали требованиям закона. Их заявка на получение лицензии для осуществления бизнеса в сфере обмена валют была отклонена, потому что «лицензия не требуется, так как ни золото, ни виртуальное золото не являются деньгами».

Операторы e-gold обратились к налоговым властям с просьбой проверить, соответствует ли их бизнес модели в сфере осуществления денежных переводов. И ответ снова был отрицательным: никаких денежных переводов – никакой лицензии. Хорошо? Не совсем.

Закон о борьбе с терроризмом в США, вступивший в силу после событий 11 сентября 2001 года, не только ограничил многие гражданские свободы, такие как право на приватность. США – территория свободной торговли – начинают менять законодательство в сфере денежных переводов, и тогда выясняется, что у Джексона и Дауни нет лицензии. Налоговики заморозили золотые резервы, и большинство пользователей отказалось от платформы e-gold. Дуглас Джексон пошёл на соглашение с властями: он был должен формально признать вину в отмывании денег, после чего обратиться за лицензией.

В 2008 году он был приговорён к 300 часам общественных работ и штрафу в $200. Он обратился за лицензией и, какой сюрприз, получил отказ. Причина: осужденные не могут владеть лицензией на осуществление денежных переводов.

История e-gold на этом заканчивается. Что она дала понять?

  • Централизованное управление делает систему уязвимой для взломов;
  • Централизованное управление не безопаснее, чем банки или кредитные карты;
  • Денежная система на базе золота может вызвать негативную реакцию властей;
  • Функционирующая в определённой юрисдикции компания может столкнуться с изменениями в её законодательстве;
  • Основатели могут быть идентифицированы и арестованы ФБР.

Урок усвоил человек или группа людей под псевдонимом Сатоши Накамото. Он решил все вышеобозначенные вопросы. Поскольку биткоин является прямым наследником DigiCash и e-gold, закончим историю на нём.

Рождение биткоина

Общественность узнала о биткоине 31 октября 2008 года в 08:10 CET. Хотя общественность в этом случае сводится к нескольким тысячам компьютерщиков, являвшихся подписчиками рассылки на сайте metzdown.com.

«Я работаю над новой системой электронных денег, полностью одноранговой, не требующей оказывать доверие третьим лицам. Цифровые подписи дают часть решения, но основные преимущества утрачиваются, если доверенное лицо отвечает за предотвращение повторного расходования. Мы предлагаем решение проблемы повторного расходования при помощи одноранговой сети», — написал Сатоши Накамото.

К сообщению также была прикреплена ссылка на девятистраничную техническую документацию или white paper, в которой описываются базовые функции и особенности биткоина, которые есть в нём и сегодня:

  • Процесс обработки цифровых транзакций;
  • Определение порядка транзакций при помощи временных отметок;
  • Формирование публичного реестра при помощи механизма доказательства проделанной работы (англ. — proof-of-work), предотвращающего мошенничество;
  • Всемирная сеть нод, участвующих в процессе формирования реестра;
  • Одновременное обеспечение приватности и прозрачности.

Подробнее с историей Сатоши Накамото можно познакомиться здесь.

Фото: violetkaipa

Источник: ttrcoin.com

No votes yet.
Please wait…

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.