Сможет ли биткоин вписаться в «зеленую» экономику будущего?

У сети Bitcoin плохая репутация в качестве потребителя энергии. Существует стойкое мнение, что майнеры используют огромное количество энергии на генерацию новых блоков. До сих пор энергозатратность первой криптовалюты никак не влияла на ее развитие, но все больше игроков крипторынка обеспокоены высоким потреблением электричества блокчейн-сети. Причины этого кроются в нынешней пандемии COVID-19 и нефтяном кризисе, которые также подняли вопросы о месте биткоина в будущем. Сможет ли сеть ВТС встроиться в новый мир, который нас ждет после революции за экологически чистое будущее, разбираемся в материале.

Инвестиционные риски от вложений в неэкологичные отрасли

При всей своей децентрализации и многочисленных преимуществах у биткоина есть Ахиллесова пята — это высокозатратный цифровой актив в вопросе потребления электричества. Так, в июле 2019 года ученые из университета Кембриджа сообщили, что за год сеть Bitcoin потребляет больше энергии, чем вся Швейцария.

В то же время регуляторный надзор государства в области минимизации вредного влияния на экологию постоянно растет. Власти развитых стран ограничивают распространение пластика, количество автомобильных и производственных выбросов, а также требуют сортировать мусор по нескольким категориям и следят за индустриями, потребляющими большое количество электроэнергии. Так, в апреле 2019 года Национальная комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC) включила майнинг в список 450 расточительных и опасных отраслей, подлежащих ликвидации, посчитав эту индустрию слишком энергозатратной. К счастью, в ноябре того же года NDRC официально исключило майнинг из запретных отраслей.

Стоит также учитывать, что поколение Греты Тунберг относится к борьбе с климатическими изменениями гораздо серьезнее своих предшественников. Исследование потребительского поведения Нью-Йоркского университета от 2019 года показало, что наличие «зеленых» товаров в линейке продуктов положительно сказывается на продажах всей товарной категории. Согласно выводам исследования, современные покупатели при выборе товара или услуги смотрят не только на цену, но и оценивают, насколько производители (бренды) соответствуют их ценностям. Так, в 2015 году 66% потребителей в США были готовы заплатить больше за продукцию и услуги от социально- и экологически ответственных компаний. Примечательно, что процент таких покупателей постоянно растет — в 2013 году этот показатель увеличился на 50%, а в 2014 — на 55%.

Представителям поколения Z важно, как произведена конкретная футболка, они требуют от крупного бизнеса этичности и минимизации вреда для окружающей среды. В результате в 2018 году мировые лидеры fashion-индустрии и спортивной одежды, ответственные за 14% мировых отходов, присоединились к инициативе Circular Fashion System Commitment, цель которой — увеличить изготовление продукции из переработанных материалов. А с 2017 года все заводы Apple обладают сертификатом нулевого показателя отходов Zero Waste to Landfill. Естественно, что для экологически настроенных пост-миллениалов будет важно, насколько биткоин может вписаться в подобную экосистему.

Высокое потребление электричества сетью Bitcoin также может стать инвестиционным риском для крупных вкладчиков в первую криптовалюту. По мнению многих экспертов крипторынка, именно институциональные инвесторы станут ключевыми игроками, которые будет способствовать принятию и массовому распространению первой криптовалюты. Однако в комментариях изданию CoinDesk глава отдела исследований в Bitwise Asset Management Мэтт Хуган отметил, что примерно в одном из 20 случаев в разговоре с инвесторами поднимается тема неэкологичности биткоина. Таким образом, институционалы могут не захотеть вкладываться в индустрию с высоким потреблением энергии и, уж тем более, наносящую вред окружающей среде. Хуган также подчеркнул, что 2020 год стал переломным периодом в вопросе борьбы с последствиями изменения климата — это тема стала острее.

Об этом свидетельствует и тот факт, что у бизнеса появляются ESG-рейтинги (Environmental, Social and Corporate Governance), отражающие то, в какой степени при принятии решений компании ориентируются на устойчивое развитие в экологической, социальной и экономической сферах.

«Инвесторы хотят знать наверняка, не вредит ли проект, в который они вкладываются, обществу и экологии, содействует ли он достижению Целей устойчивого развития, утвержденных ООН», — отмечал Алексей Козлов, член правления и управляющий директор «Сибура».

Даже консервативный, мало думающий об этике и экологии ранее рынок энергетики меняется. В аналитической заметке Goldman Sachs, одного из крупнейших инвестиционного банков мира, говорится, что всеобщий карантин навсегда изменит энергетическую отрасль, спрос на нефть и активизирует дискуссии об изменении климата. А нынешний нефтяной кризис приведет к тому, что индустрия «наконец-то придет к реструктуризации, в которой она так остро нуждается». И если этот кризис затянется, ряд нефтяных компаний может разориться. Первая ласточка — американский добытчик сланцевой нефти Whiting Petroleum — уже закрылась.

Когда мировая экономика выйдет из карантина и рецессии, она столкнется с необходимостью осуществления крупномасштабных инвестиций в углеродные отрасли промышленности. Тут-то соображения об изменении климата станут актуальны и важны, как никогда ранее. Инвесторы могут не захотеть вкладываться в то, что не вписывается в новую парадигму, за пределами которой вполне может оказаться и биткоин.

Сколько энергии потребляет биткоин

Но перед тем, как ставить крест на перспективах первой криптовалюты в «зеленом» будущем, нужно понять, сколько электроэнергии на самом деле потребляет сеть Bitcoin. Но верно оценить этот показатель достаточно сложно. Почти вся энергия уходит на добычу новых монет — майнинг, а сами энергозатраты на подтверждение транзакций практически бесплатны. В некоторых странах майнинг запрещен, в других — не регулируется государством, да и статистика по нему не ведется. Поэтому большинство исследований дают однократный срез, и цифры оценок часто расходятся.

Для оценки энергозатрат на добычу первой криптовалюты Кембриджский центр альтернативного финансирования (CCAF) в прошлом году запустил CBECI — индекс электропотребления сети Bitcoin. Он оценивает, сколько электричества съедает ВТС и сравнивает эту цифру с другими видами использования электроэнергии. Авторы сервиса подчеркивают, что разработали его как раз в ответ на растущие опасения по поводу воздействия майнинга первой криптовалюты на окружающую среду.

Уровень электропотребления сети Bitcoin по данным CBECI. Источник.

CBECI дает сразу три возможных оценки: минимальная, усредненная и максимальная. Так, на конец марта возможное энергопотребление ВТС составляло: 36, 57 и 86 ТВт·ч соответственно. По информации исследователей, ожидаемый средний годовой уровень потребления составит 59.72 ТВт·ч. По данным аналогичного сервиса Bitcoin Energy Consumption Index, на весь майнинг биткоина уходит около 70 ТВт·ч в год — 73.121 ТВт·ч в прошлом году.

Уровень электропотребления сети Bitcoin по данным Bitcoin Energy Consumption Index. Источник.

Много ли это? По подсчетам исследователей Кембриджского университета, это около 0.27% от общего электропотребления в мире. Для сравнения: Чехия потребляет около 62.34 ТВт·ч в год, Швейцария — 58.46 ТВт·ч, Греция — 56.89 ТВт·ч, Израиль — 55 ТВт·ч, Ирландия — 25.68 ТВт·ч. Каждый день на обеспечение сети ВТС тратится столько же энергии, сколько уходит на комфортную жизнь более 500 000 американцев. Кажется, что тратить столько электричества на генерацию блоков — непростительная роскошь.

Сравнение энергопотребления биткоина и нескольких стран в 2019 году по данным CBECI. Источник.

Сравним расходы на биткоин с другими сферами деятельности человека. Так, объемов потраченной за год электроэнергии от вхолостую работающих домашней техники и устройств в США хватило бы на то, чтобы обеспечить питание майнеров ВТС на 3.7 года. За весь год биткоин потратит столько же энергии, сколько США меньше чем за сутки. Сервисы Google тратят 10.57 ТВт·ч.

Сложно сказать, в каком случае энергия расходуется менее оправданно. Даже добыча золота по разным оценкам может быть до 20 раз более энергозатратной. Энергии, потраченной на многократное воспроизведение одного только клипа на песню «Despacito», могло бы хватить на обеспечение 40 000 американских домов в течение года.

Сравним потребляемую биткоин-энергию с другими платежными системами. Тут биткоин сильно проигрывает. Средняя биткоин-транзакция требует в несколько тысяч раз больше энергии, чем транзакция VISA. Cеть ВТС обрабатывает менее 100 млн транзакций в год — это очень мало в сравнении с 500 млрд платежей, обрабатываемых традиционной финансовой индустрией. Биткоин использует больше энергии на транзакции, чем все остальные банки мира вместе взятые.

Главная проблема с энергопотреблением биткоина — оно сильно растет. Так, за последние три года оно увеличилось более чем в 10 раз. И аппетиты Bitcoin-сети будут увеличиваться. По мере сокращения вознаграждения за блок, объем потребляемой энергии будет все больше зависеть от размера комиссии и цены монеты: чем дороже, тем больше энергии тратится. Если биткоин когда-нибудь подорожает до $1 млн, его энергопотребление вырастет в 200 раз. Каждую минуту сеть будет сжигать $1−$2 млн. Впрочем, пока это лишь теория. Кроме того, если соперничество между майнерами ослабнет, а оборудование станет в разы эффективнее, уровень энергозатрат начнет снижаться (хотя сейчас, несмотря на усовершенствование ASIC-майнеров, он только растет).

Остальные криптовалюты тратят незначительное количество энергии. Наименее энергозатратны монеты, которые работают не на PoW, а на других алгоритмах. Так, потребление PoS-проектов ничтожно мало.

Вредит ли добыча биткоина экологии?

В самом использовании энергии нет ничего плохого, ведь, в конце концов, майнеры за нее платят. На экологию оказывают воздействие углеродные выбросы, образуемые во время добычи электроэнергии. Каков углеродный след биткоина? И на этот вопрос однозначного ответа нет.

Сам по себе майнинг, конечно, безвреден. От него появляются разве что электронные отходы — майнеры устаревают года за два, их нужно списывать, а использовать для чего-то другого нельзя. По данным Digiconomist, за год индустрия майнинга вырабатывает 8.89 килотонн электронных отходов. Столько же устройств выбрасывают в такой маленькой стране, как Люксембург.

Неизвестно, сколько точно тратится энергии на майнинг. Кроме того, сложно наверняка определить, как именно генерируется электричество, используемое для майнеров. Поэтому точные оценки этого воздействия сильно различаются. Так, по данным издания Joule, ежегодные выбросы углекислого газа от электричества, добываемого для майнинга биткоинов, достигают 22.9 мегатонны (столько же, например, выбрасывает Иордания или Эстония). По данным исследования Сюзанны Келер и Массимо Пиццоль из Университета Ольборга в Дании, в 2018 году эта цифра составила 17.29 мегатонн. А по подсчетам Digiconomist — 33.62 мегатонны, что больше чем углеродные выбросы таких стран, как Дания, Австрия и Чехия. Более того, некоторые исследователи дошли до утверждения о том, что майнинг может повысить температуру на земле на 2 градуса. Но это очень некорректные расчеты. Скорее всего, углеродный след биткоина ближе к нижним границам оценок.

В то же время ученые отмечают высокий уровень использования «зеленой» энергетики для поддержания работоспособности сети Bitcoin. По данным исследования CoinShares от 2019 года, 74.1% электроэнергии, используемой Bitcoin-майнерами, происходит из возобновляемых источников, таких как ветер, солнечная и гидроэнергетика. Другое исследование CoinShares от декабря 2019 года показывает, что для запуска Bitcoin-ферм обычно выбираются регионы с самой дешевой электроэнергией — чаще всего, она добывается из возобновляемых источников, а электростанции находятся в труднодоступных местах.

Очевидно, что майнеры и дальше будут искать самое дешевое электричество — в основном от возобновляемых источников энергии. А майнинг в крупных городах и промышленных центрах с использованием энергии от ископаемого топлива останется невыгодным.

Основные регионы добычи биткоинов на карте мира. Источник.

Заметим однако, что данные CoinShares противоречивы — они не сходятся с другими исследованиями. Например, по данным ученых Кембриджского университета от 2018 года, несмотря на то, что большинство майнинговых ферм в той или иной степени использовали возобновляемые источники энергии, средняя доля такого электричества составила всего 28%. Авторы исследования предупреждают, что те же самые факторы, которые подтолкнули майнеров к использованию чистой энергии, могут однажды привести их к возвращению к энергии от ископаемого топлива. Более половины всех ВТС добываются в китайской провинции Сычуань, в которой развита гидроэнергетика. Но из-за снижения полноводности рек гидроэлектростанции уже вырабатывают в несезон на 30% меньше энергии. Также многие регионы в Китае, в которых сосредоточены майнинговые центры, зависят от угольной электропромышленности. Поэтому часть исследователей полагают, что возобновляемая энергия не решит проблему электропотребления биткоина.

У биткоина есть потенциал стать более «зеленым»

Как мы видим, исследования показывают, что майнинг биткоина не угрожает экологии планеты, а энергозатраты на него сопоставимы с другой цифровой деятельностью человека. Однако «прожорливость» ВТС надо иметь в виду, если криптосообщество хочет, чтобы криптовалюты получили как можно более широкое распространение.

Хорошие новости в том, что у биткоина есть все шансы вписаться в «зеленую» экономику.

Биткоин-майнеры — кочевники. Они следуют за самым дешевым источником энергии. Вероятнее всего, они и в будущем продолжат работать от возобновляемых источников энергии. По данным CBECI, объема гидроэнергии хватит, чтобы питать всю сеть биткоина в нынешнем объеме 70 лет, ветровой и солнечной энергии — на 24 года, энергии биотоплива и отходов — 10 лет.

Многое будет зависеть от действия местных властей. Пока самый яркий пример — деятельность администрации города Миссула в штате Монтана, где чиновники запретили добывать биткоины от «грязной» энергии и потребовали от всех будущих майнинговых ферм строить собственные возобновляемые источники энергии.

Майнинговые фермы могут использовать энергетические отходы. Например, установки для добычи можно устанавливать на нефтяных скважинах и задействовать попутный нефтяной газ в качестве источника энергии (сейчас он либо сжигается, либо выбрасывается в атмосферу). Для нефтяных компаний это недорого, но могло бы стать источником дополнительной прибыли, а также уменьшило бы выброс метана в атмосферу. Так, майнинговая компания Upstream Data планирует провести испытания подобного майнинга на канадских нефтяных и газовых месторождениях.

В конце концов, биткоин можно переключить на другой, менее энергозатратный, алгоритм достижения консенсуса. В любом случае, ожидать отключения Bitcoin-сети в ближайшие годы не стоит.

Источник: cryptocurrency.tech

No votes yet.
Please wait…

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.